вторник, 6 сентября 2016 г.

"Вишнёвый сад"

 "В жизни нет сюжетов, в ней всё смешано- глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным." А.П. Чехов
  Антон Павлович Чехов определил жанр пьесы как комедия в 4-х действиях, но можно ли рассматривать "Вишнёвый сад" как иронию над событиями или сатиру на характеры? Ответ кроется в приведённой выше цитате Чехова. В пьесе, как и в жизни всё комическое равноценно смешивается с трагедийным. С одной стороны, положение и поведение героев нелепо и смешно. Пока старый уклад жизни рушится, герои пьют кофе, философствуют, веселятся, игнорируя проблемы, возлагая надежды на помощь от рязанской тётушки. Однако характеры героев драматичны. Такое поведение (комическое на фоне сложившейся ситуации) логическое следствие обстоятельств из их прошлого. Все несуразные и забавные эпизоды- удалённые, главное же весьма трагично и катастрофично.
  Характерной чертой пьесы "Вишнёвый сад" является бесконфликтность. Сюжет не строится на противостоянии характеров, отсутствуют неожиданные трагедийные события. Лейтмотивом становится анализ природы героев и закономерного развития характеров. Все шесть месяцев герои проводят за разговорами, в их жизни не происходит катастроф, но при этом их судьбы рушатся.
  Основная тема пьесы- вишнёвый сад. Это не просто фон, не место действия, а полноценный герой. Мнение о персонажах формируется в зависимости от их отношения к саду. Кто-то его любит и сожалеет о нём, кто-то предаёт и убивает. Так героев можно разделить на три группы. Раневская и Гаев любят вишнёвый сад, это самое ценное и родное, но при этом своим бездействием они же его и губят. Аня и Петя Трофимов отказываются от живого и уже существующего, отдаваясь грёзам о будущем и непостижимом саде. Лопахин же мечтает, овладевает садом и в итоге становится его убийцей. "Вся Россия наш сад."- говорит Петя, и он прав. Вишнёвый сад- это культура и родина. Вместе с садом на гибель обречена и память, а следовательно и сами герои духовно умирают.
  В пьесе также звучит мотив смерти. Раневская возвращается в свой дом, здесь трагически погиб её сын, умер муж, а в саду ей мерещится мать-покойница. Всё это выступает как напоминание об эфемерной и недолговечной жизни.
  Один из принципов классического построения сюжета можно изложить так:" Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить". Чехов же перечёркивает стандартный ход событий. Автор вкладывает в руки Шарлотты ружье, однако оно не выстреливает. Но что-то умирает и без выстрелов, отчего эффект становится ещё более сильным. Убийство в пьесе- смерть вишнёвого сада, вместе с которым умирает и вся красота. Герои перерубают корни цветущего сада, предают память, за что и расплачиваются своими страданиями, искупают свои ошибки.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий