среда, 7 сентября 2016 г.

"Мастер и Маргарита"


 "Всё будет правильно, на этом построен мир." 
  "Мастер и Маргарита"- гротескный роман Михаила Афанасьевича Булгакова, сочетающий в себе черты философского, фантастического и сатирического.
   Особенностью произведение является его композиционное построение, Булгаков создаёт "роман в романе": история о Понтии Пилате и роман о судьбе мастера. Ершалаимская история рассеяна в тексте. Автор прибегает к различным способам "вплетения" романа о Пилате в московскую историю. Так первая глава "Понтий Пилат" представлена как история Воланда. Глава "Казнь" сниться  Бездомному. Главы "Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа" и "Погребение" прочитаны Маргаритой из рукописи мастера. Два романа выстраивают непростую систему отношений. Одна из историй происходит более двух тысяч лет назад, другая в 30-е годы двадцатого века. Однако оба "измерения" соприкасаются на протяжении романа: Ершалаим является Ивану во сне, Левий Матвей просит за Мастера. Окончательно временные потоки сливаются в последних главах: Иешуа прочитал роман; Воланд, свита, Маргарита и мастер встречают Пилата на лунной дороге. Кроме этого, некий параллелизм есть и в героях романа. Иешуа приходит в мир, открывая людям духовные истины, но толпа глуха к его проповедям. Мастер же восстанавливает историю, возрождает нравственные идеалы и тоже сталкивается с непринятием. Мастер, как и Иешуа, восставший против государственного порядка, обречён на гибель. Но всё же Булгаков показывает существенную разницу между двумя персонажами. Мастер не вынес испытаний, пришёл к бездействию духа, отказался от литературы, позволил миру сломать свою внутреннюю свободу. Поэтому мастер заслуживает лишь покоя, ни тьмы и ни света, а покоя.
 Помимо "романа в романе" сложность представляется в том, что действия произведения происходят в трёх мирах: Ершалаим (древний мир), Москва(современный) и потусторонний. В каждом мире есть своё "руководящее" лицо: Пилат, Воланд, Стравинский.  В Ершалаимской истории действия определяются Пилатом, в Москве событиями руководит Тёмный князь, Стравинский же участвует в судьбе героев, встретившихся с потусторонней силой. Однако на деле власть их оказывается мнимой. Пилат не в силах остановить события; Воланд знает судьбы, но все они определены земными обстоятельствами; Стравинский не может отгородить ни мастера, ни Бездомного от потустороннего, оказывается не в силах лишить воспоминаний о Пилате Ивана, не предотвращает смерть мастера и Маргариты.
  Одна из главных линий романа- любовная. Основной образ этой сюжетной линии, конечно, Маргарита. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".  Маргарита является вечным идеалом любви. Однако, помимо этого, она олицетворяет ещё такое чувство как милосердие: Маргарита прощает Фриду, умоляет о прощении Пилата. При этом она не являет собой нравственно идеального человека. Потеряв мастера, она становится ведьмой, обращает свою любовь в разрушительную сторону (мстит врагам мастера). Свои грехи Маргарита совершает в потустороннем мире, многое ей прощается. Главным оказывается ещё и то, что героиня всё же не теряет истинные ценности: угроза жизни ребёнка отрезвляет её. Маргарита оборачивает свою любовь в вечное течение, окутывает заботой мастера. В этом и есть идеал любви.
   Во время допроса (!) Пилат задаёт Иешуа один из важнейших вопросов произведения: "Что есть истина?". Булгаков отвечает на это всем романом. Конечно, проводником абсолютной истины, высших идеалов в мир является Иешуа Га-Ноцри. "Злых людей нет на свете"- вот одна из прописных истин романа.
 Одна из основных идей произведения просматривается и в первой главе: "Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет  то спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?" Обстоятельства ли, случайности ли или "высшие силы" определяют судьбу человека и ход истории? Не стоит забывать, что события развиваются в 30-е годы двадцатого века. Старый уклад жизни, сложившиеся духовные ориентиры были разрушены, люди вынуждены вырабатывать новые нравственные основы, что не так то просто. Поэт Бездомный убеждён, что "сам человек и управляет" своей жизнью. Однако события романа последовательно опровергают такой взгляд, демонстрируя зависимость жизни человека от таких нелепых последовательных совпадений, как случайно разбитая банка масла на трамвайных путях. Цепь случайных обстоятельств за секунду может оборвать жизнь. Кто же властен над ходом человеческой жизни? Автор задаётся поиском вечного и незыблемого, того, что определяет людское существование. Всепобеждающая сила любви, следование высшим идеалам- вот, что способно спасти людей. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий